Таганский холм, возвышенность, лежащая при впадении в Москву-реку ее крупного л. пр. Яуза; ЦАО, р-н Таганский.
Название холма обычно считают образованным от находившейся на его вершине с XVI в. Таганной, или Таганской, слободы, жители которой якобы занимались изготовлением таганов – подставок для котлов. Однако наиболее убедительной является версия, отмечающая, что в географии таган – гора, холм, вершина горы, следовательно, название слободы образовано от географического термина и входит в ряд московских тюркизмов.
Отдельные склоны Таганского холма имеют собственные названия. Склон, обращенный к северу, где находится Лыщиков пер., известен как Лыщикова гора; обращенный к северо-западу (современные улицы Верхн. Радищевская, Яузская и Гончарная) называют Вшивая горка (см.), а юго-западный склон известен как Красный холм (современный Гончарный пр. ранее назывался Краснохолмская ул., которая вела к Краснохолмскому мосту через Москву-реку, а у подножия холма находится Краснохолмская наб.) По-видимому, этот склон, доходящий до русла реки, получил название Красный в значении «теплый», т.е. прогреваемый солнцем. Продолжением Красного холма далее вниз по течению Москвы-реки (за Новоспасским мостом) служит урочище Крутицы («крутой возвышенный берег»), где находятся Крутицкие набережная, улица, переулок (см.).
читать дальшеЛыщикова гора, ЦАО, район Таганский. Представляет собой высокий берег Яузы у основания северного склона Таганского холма. Название известно с 1392 г. по Лыщикову (Лыщеву) Покровскому монастырю, дворцовой Лыщиковой слободе и современному Лыщикову пер. Название, по-видимому, связано с личным именем Лыщик (от слова лыщик «пронырливый, бойкий человек»), которое могло принадлежать владельцу земельного участка на этой горе.
Вшивая горка, ЦАО, район Таганский.
Традиционное название северо-западного склона Таганского холма (см.). Смысл его не вполне ясен. Учитывая, что в XI-XVII вв. слово вошь употреблялось для обозначения насекомых, живущих на растениях, можно, например, предположить, что растительность (огороды, сады) этого склона холма была поражена какими-то насекомыми. Объяснение названия из современного значения вошь (кровососущее насекомое) неправомерно. Но, основываясь на нем, некоторые авторы, пишущие о Москве, считают название Вшивая горка грубым, оскорбительным для жителей прошлых веков. Для его «исправления» придумываются более благозвучные варианты, якобы существовавшие в прошлом: Швивая горка («на ней жили швецы», т.е. портные) или Ушивая горка («на ней рос чертополох, называвшийся ушь»). Подобные объяснения неприемлемы и потому, что название Вшивая горка не является специфически московским – оно распространено по всей России, от Псковской обл. на западе до Иркутска на востоке. В частности, в Подмосковье Вшивые горки известны вблизи Коломны, Сергиева Посада, Малаховки. По-видимому, вшами называли и насекомых, живущих на водной растительности: ср. речка Вшивка, оз. Вшивое, ручей Вшивый Колодезь и ряд других. Ср. также Вшивый овраг у бывш. дер. Строгино (ныне в Москве). Эпитет вшивый здесь означает «негодный (для хозяйственного использования).
("Улицы Москвы. Старые и новые названия." Топонимический словарь-справочник.)
««Таганские» топонимы сложились не сразу. У каждого из них есть своя история. Таганская площадь сформировалась путем соединения двух площадей – Верхней и Нижней Таганской в 1963 г. С 1918 по 1922 гг. обе площади назывались Советскими, но так как в городе оказалось много названий Советская (-ое, ий), то им вернули названия Верхняя и Нижняя Таганская. Таганская улица тоже не сразу стала Таганской. В XVII в. она называлась Семеновская в связи с переносом сюда части Семеновской слооды с другого берега р. Яузы. В 1918 г. ее стали именовать Советская, но вскоре ей было возвращено прежнее имя Таганская. В XVI в., когда этой улицы еще не было, здесь проходила Гжельская дорога, т.е. дорога на Гжель, ставшую впоследствии известным центром производством фаянсовой и фарфоровой посуды с синим орнаментом (а раньше – и черным) в виде продольных и поперечных полос, волнистых линий, цветов, фруктов. Гжелью называлась довольно большая местность, на которой находилось около 30 деревень с центом в с. Гжель. Здесь были залежи глины, из которой уже в XVI в. местное население изготовляло гончарную посуду, а также фигурки барашков, медведей, петушков. Гжельская дорога в Таганской и Гончарной слободе, видимо, появилась потому, что из Гжали таганские гончары привозили глину и были профессионально всязаны с гжельскими гончарами, часть которых впоследствии переселилась в Москву (Ср. Гжельский пер.). …, небезынтересно узнать и о его значении и происхождении. Оно непривычно нашему уху, и, видимо, нерусское. Существует две версии. Одна из них – народная, согласно которой в основе топонима глагол жечь, откуда Жгель, а затем Гжель. Ведь здесь жгли, обжигали глиняную посуду. Затем произошла перестановка звуков, жз дало зж. Эта версия сталкивается с таким препятствием – первоначально Гжелью называлось не село, а речка (современная Гжелка). В названии речки Гжель ученые видят балтийское слово guddi – «кустарник» (то же в Гжатск). Это значит, что река Гжель берет начало не в лесу или поле, а в кустарниковых зарослях или берега ее густо заросли кустарником.
Также сложна и история именования других улиц и переулков Таганки, окружающих сейчас Таганскую площадь. Это, в первую очередь, бывшая улица Швивая горка, ставшая теперь частью Гончарной улицы. Швивая имеет вариант Вшивая, более ранний, чем Швивая. На плане Москвы 1739 г. о на ней сказано – «улица Вшивой горке. Вшивой она якобы была названа за ее внешний вид – грязная, застроенная бедными избами, то есть никудышная. Но этика языка не позволяла просто так употреблять слово вшивый, и появилось ее современное название – Швивая, связанное с перестановкой начального звука. По другой версии, которая тоже не может считаться окончательной, Вшивая представляет собой просторечный вариант от Ушивая (ср. диалектное вутка из утка). Ушивой эта горка и ее склон могли быть названы потому, что здесь росла съедобная трава ушь. Другие источники считают, что ушь – это колючая трава. Логичнее считать ушь съедобной травой. Это ее качество – съедобность – было очень важным для жителей и именно оно могло стать признаком номинации. Таких мест в Москве, где росла бы съедобная трава, было, видимо, не так много, и это отразилось в названии места, где она росла – Ушивая, в просторечии москвичей – Вшивая, а в официальном языке – Швивая.
(Г.П. Смолицкая «Названия московских улиц»)