Из упомянутой выше книги О.Б. Христофоровой:
"... заимствованный из антропологии подход, названный Аланом Макфарлоном "социологией обвинений", не только предложил исследователям феномена европейской "охоты на ведьм" новые объяснительные возможности, но и обратил их внимание на ранее игнорируемые источники - свидетельские показания, в которых были озвучены мотивы обвинений и ясно представлены конфликты, давшие ведовским процессам начало.
читать дальше Анализ этих источников привел исследователей к выводу, что обвинения в колдовстве строились чаще всего по модели "отказа от милости" и последующей проекции вины - когда несчастье, у которого не было очевидной естественной причины, происходило после того, как пострадавший отказал бедному односельчанину в помощи. Человек, отказавший нищему, испытывал чувство вины, вызванное несоответствием поступка нормам добрососедства и христианской добродетели, и именно это чувство, по мнению исследователей, заставляло обвинять нищего в колдовстве. Причем в некоторых случаях обиженный действительно проклинал или угрожал возмездием, но часто открытого проявления обиды не было нужно - чувства вины пострадавшего, осознания совершенной им несправедливости было достаточно для обвинения обиженного им человека в колдовстве...
Исходя из этой гипотезы, Кит Томас так объяснял причины возникновения ведовской истерии в Англии XVI -XVII вв.: вера в колдовство усилилась в то время, когда старая традиция взаимного милосердия была подорвана введением национального закона о бедных... К бедным было двойственное отношение - с одной стороны, в них видели бремя для сообщества и угрозу порядку, с другой - признавали за собой христианский долг оказывать им помощь. Конфликт между возмущением и чувством долга обуславливал это двойственное восприятие, когда человек мог грубо прогнать нищенку от дверей, но затем начинал испытывать угрызения совести. Это запоздалое чувство вины и было плодородной почвой для обвинений в колдовстве, когда несчастье понималось как воздаяние со стороны ведьмы и делало для немилосердного возможным перенести внимание с собственной вины на ее предполагаемую вину..."