
Записи с темой: ЦитатЫ (21)
воскресенье, 16 марта 2014
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Актуально, с пяти часов утра сегодня соседское радио слушаем)).


суббота, 28 декабря 2013
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
«История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее. Мы сейчас переживаем время увлечения историей. Это не случайно: время революций антиисторично по своей природе, время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой атмосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изучение истории полезно только тиранам. Вместо того, чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть, Теоретические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем исторические документы.
Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как создание нового мира на развалинах старого, а в виде органического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиисторическая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непонятную, не поддающуюся единому истолкованию реальность легко усваиваемыми мифами».
Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как создание нового мира на развалинах старого, а в виде органического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиисторическая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непонятную, не поддающуюся единому истолкованию реальность легко усваиваемыми мифами».
пятница, 14 июня 2013
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait* не в смысле того блага, которого для себя не взял в молодости, а в смысле того блага, которого не дал, и зла, которое сделал тем, которых уже нет.
Л. Н. Толстой
* Если бы юность знала, если бы старость могла.
вторник, 26 февраля 2013
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
"И вот, пока я пишу эти строки, мне так живо и так близко представляется, что я сижу не только все в том же старом доме, но и в той же обстановке, с тем же видом на улицу и на Кремль. Слава Богу, дом еще цел, и вид его еще не застроен; комнаты все те же и вещи кое-где, - все переносит в былое, и так оно светло и ясно предо мною.
Что за дело, что кругом так много перемен, что поколения миновались, что новые люди наросли, новые наслоения проникли в семью. Все же не угас в ней старый исконный строй, не иссякли родные отголоски и впечатления, бытовое наследие минувшего.
Все тот же шум несется от мостовой, и тот же благовест призывает по утрам молящихся, те же люди снуют безостановочно в Казенную палату и движутся по панелям. Тот же все храм Воздвижения, упраздненный монастырь, с красноречием своих гробов, с своей святыней и древностью по-прежнему красуется на широкой улице. Но самая улица помолодела, разрумянилась на старости лет, на ней возник тот португальский замок, который составил предмет особого поклонения…
А зимою, какая здесь тишина, какое успокоение!.. Санный путь и солнце, воздух свежий и живительный, золотые главы Кремля блестят яркими лучами, и звон этот дивный, с детства знакомый и родной, все по-прежнему ныне, как и всегда, пока стоять будет место свято, он будет разливаться по всей каменной Москве и от нее по всей земле Русской… Но когда же прекратится этот звон?... – Только тогда, когда не будет России."
Что за дело, что кругом так много перемен, что поколения миновались, что новые люди наросли, новые наслоения проникли в семью. Все же не угас в ней старый исконный строй, не иссякли родные отголоски и впечатления, бытовое наследие минувшего.
Все тот же шум несется от мостовой, и тот же благовест призывает по утрам молящихся, те же люди снуют безостановочно в Казенную палату и движутся по панелям. Тот же все храм Воздвижения, упраздненный монастырь, с красноречием своих гробов, с своей святыней и древностью по-прежнему красуется на широкой улице. Но самая улица помолодела, разрумянилась на старости лет, на ней возник тот португальский замок, который составил предмет особого поклонения…
А зимою, какая здесь тишина, какое успокоение!.. Санный путь и солнце, воздух свежий и живительный, золотые главы Кремля блестят яркими лучами, и звон этот дивный, с детства знакомый и родной, все по-прежнему ныне, как и всегда, пока стоять будет место свято, он будет разливаться по всей каменной Москве и от нее по всей земле Русской… Но когда же прекратится этот звон?... – Только тогда, когда не будет России."
пятница, 19 октября 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Позабавило, нашла здесь: zadolba.li/story/9498
Такси в один конец
Интересно, те, кто придумывают названия для фирм, каким местом это делают? Не головой — это точно.
Продуктовый магазинчик «Геркон». Блин, геркон — это герметичный контакт! При чём тут продукты?
Другой «продуктовый» шедевр — фирма «Осмос». Осмос — это процесс односторонней диффузии. Какое отношение к вашему ассортименту имеет физический процесс? Где вы это слово услышали вообще?
Недавно вообще чуть не упал. Машина с шашечками, телефон указан, всё чин чином. И название таксопарка — «Зелёная миля». Вы бы на таком поехали? Я поостерёгся.
Такси в один конец
Интересно, те, кто придумывают названия для фирм, каким местом это делают? Не головой — это точно.
Продуктовый магазинчик «Геркон». Блин, геркон — это герметичный контакт! При чём тут продукты?
Другой «продуктовый» шедевр — фирма «Осмос». Осмос — это процесс односторонней диффузии. Какое отношение к вашему ассортименту имеет физический процесс? Где вы это слово услышали вообще?
Недавно вообще чуть не упал. Машина с шашечками, телефон указан, всё чин чином. И название таксопарка — «Зелёная миля». Вы бы на таком поехали? Я поостерёгся.
четверг, 24 мая 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
СВИТА ЭЛЛЕКЕНА
Коллективный фантастический герой — свита Эллекена — вводит нас в мир мертвецов и небес. Равно как и в мир феодальный, ибо свита Эллекена — это, с одной стороны, образ феодального клана, а с другой — охотничий поезд или вооруженное войско. Тут явно выделяются две характерные черты: солидарность предводителя и всех, кто составляет его свиту, и бешенство этой своры, осо-бенно явно выраженное в немецком названии свиты Эллекена: wutende Неег — армия свирепых или wilde Jagd — дикая охота. Свита Эллекена вводит в средневековое и западноевропейское имагинарное ораву стенающих, улюлюкающих и разбушевавшихся привидений, это образ буйных и агрессивных сил потустороннего мира.
Происхождение имени Эллекен остается невыясненным, этимологические исследования не принесли удовлетворительных результатов, как и то объяснение, что было дано еще в XIII веке и заменяло Эллекена на Керлекена, в чем смысла оказалось не больше. Другое любопытное качество, присущее этому своеобразному герою средневекового имагинарного, заключается в том, что, как мы увидим далее, в XVI и XVII веках он окончательно уступает место персонажу совсем иного свойства — Арлекину.
читать дальше
Происхождение имени Эллекен остается невыясненным, этимологические исследования не принесли удовлетворительных результатов, как и то объяснение, что было дано еще в XIII веке и заменяло Эллекена на Керлекена, в чем смысла оказалось не больше. Другое любопытное качество, присущее этому своеобразному герою средневекового имагинарного, заключается в том, что, как мы увидим далее, в XVI и XVII веках он окончательно уступает место персонажу совсем иного свойства — Арлекину.
читать дальше
пятница, 27 апреля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из книги М. И. Пыляева "Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы":
В екатерининское время московское высшее общество было далеко не на высокой ступени умственного и нравственного развития – под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы.
Такие противоречия заставили литераторов того времени выступить с обличительным протестом против нравов высшего общества, где на первом плане была только одна мода. читать дальше
Такие противоречия заставили литераторов того времени выступить с обличительным протестом против нравов высшего общества, где на первом плане была только одна мода. читать дальше
четверг, 26 апреля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из повести Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом":
Он вспомнил вечерний Арканар. Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку. "Выдумают, надо же!.. Мир круглый! По мне хоть квадратный, а умов не
мути!..", "От грамоты, от грамоты все идет, братья! Не в деньгах, мол, счастье мужик, мол, тоже человек, дальше - больше, оскорбительные стишки, а там и бунт...", "Всех их на кол, братья!.. Я бы делал что? Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!", "Бина, пышка, еще три кружечки и порцию тушеного кролика!" А по булыжной мостовой - грррум, грррум, грррум - стучат коваными сапогами коренастые, красномордые парни в серых рубахах, с тяжелыми топорами на правом плече. "Братья! Вот они, защитники! Разве эти допустят? Да ни в жисть! А мой-то, мой-то... На правом фланге! Вчера еще его порол! Да, братья, это вам не смутное время! Прочность престола, благосостояние, незыблемое спокойствие и справедливость. Ура, серые роты! Ура, дон Рэба! Слава королю нашему! Эх, братья, жизнь-то какая пошла чудесная!.."
А по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...
читать дальше
Он вспомнил вечерний Арканар. Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку. "Выдумают, надо же!.. Мир круглый! По мне хоть квадратный, а умов не
мути!..", "От грамоты, от грамоты все идет, братья! Не в деньгах, мол, счастье мужик, мол, тоже человек, дальше - больше, оскорбительные стишки, а там и бунт...", "Всех их на кол, братья!.. Я бы делал что? Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!", "Бина, пышка, еще три кружечки и порцию тушеного кролика!" А по булыжной мостовой - грррум, грррум, грррум - стучат коваными сапогами коренастые, красномордые парни в серых рубахах, с тяжелыми топорами на правом плече. "Братья! Вот они, защитники! Разве эти допустят? Да ни в жисть! А мой-то, мой-то... На правом фланге! Вчера еще его порол! Да, братья, это вам не смутное время! Прочность престола, благосостояние, незыблемое спокойствие и справедливость. Ура, серые роты! Ура, дон Рэба! Слава королю нашему! Эх, братья, жизнь-то какая пошла чудесная!.."
А по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...
читать дальше
воскресенье, 15 апреля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
- (...) Это вирус. Вирус убийства. Человеческая жизнь перестала быть ценностью. Наш большой организм поразил этот вирус. И никакого иммунитета. И нет врача, который бы вылечил от этого вируса, кроме нас самих. Эра жестокости. Почему? Я не знаю. Не знаю, почему муж с женой жили душа в душу, а теперь палят друг в друга, почему в школах дети избивают сверстников до полусмерти и стреляют в лицо из купленных мелкашек. Почему убивают за медную цепочку? Может, это наказание? За что? Ведь наш народ был самым добрым. Может, идет война? Да вроде нет. Что же происходит? Ну, не молчите.
– Давай выпьем. Ты просто стал меланхоликом.
– Да я никогда так хорошо себя не чувствовал, как сейчас. Но мне страшно. Правда, страшно. Вирус не выбирает жертву, он поражает всех.
Завтра нас с вами. А пить я, пожалуй, не буду. Противно.
Кивинов поставил стакан на тумбочку и оглянулся на стену.
– Да, может, ты и прав, – сказал Соловец, тоже ставя стакан. – Но это наш век, нам в нем и жить. Держите штурвал, сыщики.
– Давай выпьем. Ты просто стал меланхоликом.
– Да я никогда так хорошо себя не чувствовал, как сейчас. Но мне страшно. Правда, страшно. Вирус не выбирает жертву, он поражает всех.
Завтра нас с вами. А пить я, пожалуй, не буду. Противно.
Кивинов поставил стакан на тумбочку и оглянулся на стену.
– Да, может, ты и прав, – сказал Соловец, тоже ставя стакан. – Но это наш век, нам в нем и жить. Держите штурвал, сыщики.
А. Кивинов "Попутчики"
суббота, 07 апреля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Кипелов "На крутом берегу".
Кружит в небе стервятник,
С каждым взмахом сжимая круги,
В этой бешеной скачке
Я лечу, чуть касаясь земли.
Что так гонит меня –
Чья-то воля, холодный расчет?
Ржавой цепью звеня,
Время вертит свое колесо.
Жизнь без веры, без цели
Проверяла меня на излом,
Свет и тень снова делят
Территорию в сердце моем.
За спиной – свист и лай,
Впереди – леденящая мгла,
Вновь обещанный Рай
Обернулся пристанищем Зла.
Как удержать
мне коня на крутом берегу?
Как не сгинуть во мраке,
День за днем проклиная Судьбу?
Как не сбиться с пути,
Не предать ни себя, ни других,
Чтоб в смертельном бою устоять?
Подскажи мне, Господь, подскажи!
Кружит в небе стервятник…
Триста лет ему падаль клевать,
Свежей крови напившись,
Сокол к Солнцу летит умирать.
И я мчусь за ним следом –
Эту чашу я выпью до дна!
Но я жду, жду ответа
От небес, где сгущается тьма…
Кружит в небе стервятник,
С каждым взмахом сжимая круги,
В этой бешеной скачке
Я лечу, чуть касаясь земли.
Что так гонит меня –
Чья-то воля, холодный расчет?
Ржавой цепью звеня,
Время вертит свое колесо.
Жизнь без веры, без цели
Проверяла меня на излом,
Свет и тень снова делят
Территорию в сердце моем.
За спиной – свист и лай,
Впереди – леденящая мгла,
Вновь обещанный Рай
Обернулся пристанищем Зла.
Как удержать
мне коня на крутом берегу?
Как не сгинуть во мраке,
День за днем проклиная Судьбу?
Как не сбиться с пути,
Не предать ни себя, ни других,
Чтоб в смертельном бою устоять?
Подскажи мне, Господь, подскажи!
Кружит в небе стервятник…
Триста лет ему падаль клевать,
Свежей крови напившись,
Сокол к Солнцу летит умирать.
И я мчусь за ним следом –
Эту чашу я выпью до дна!
Но я жду, жду ответа
От небес, где сгущается тьма…
суббота, 17 марта 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
После трапезы, чаще всего умеренной, обычно около часа дня, наступало время сиесты. Редко кто не предается сну в часы самой сильной жары, и надо было быть очень занятым, как, например, Цицерон до диктатуры Цезаря, чтобы тут же вновь приниматься за работу. Но самый приятный момент наступал, когда римлянин отправлялся в термы — эту «виллу для бедных». Во времена Империи этот обычай стал обязательным.
читать дальше
читать дальше
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Тяга к наслаждениям неизбежно подталкивала римлян к созданию соответствующих, достойных этих наслаждений декораций. Понемногу возникает настоящее искусство жизни — как в городе, так и в деревне. Об искусстве жить в деревне мы будем говорить в другой главе. Сейчас же речь пойдет о городе. Но чтобы лучше понять различные аспекты этой приятной, полной наслаждений жизни, следует различать два типа наслаждений: народные, то есть присущие беднякам, и свойственные высшему обществу, которое, собственно говоря, одно только и играло заметную роль в городе. Менталитет, образ жизни, способ существования этих двух категорий римского общества в самом деле были очень различными, и историки с полным основанием отмечают, что римское общество по-настоящему и не знало настоящего среднего класса.
Однако если повседневная жизнь знати нам пре¬красно известна благодаря археологии и литературным источникам, то жизнь бедняков и те наслаждения, которым они предавались, заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее. Понять народные наслаждения и точно судить о них нельзя, если не известно, каковы были средства к существованию народа.
читать дальше
Однако если повседневная жизнь знати нам пре¬красно известна благодаря археологии и литературным источникам, то жизнь бедняков и те наслаждения, которым они предавались, заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее. Понять народные наслаждения и точно судить о них нельзя, если не известно, каковы были средства к существованию народа.
читать дальше
суббота, 03 марта 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Вчера, копаясь в матушкином шкафу, обнаружила одну из своих самых любимых детских книг . А. Конан Дойль "Затерянный мир". В те времена динозавры были моей второй любовью после мушкетеров
.

Ниже сохраню для себя несколько отрывков.
Одно из самых, на мой взгляд, ярких описаний местности, когда у читающего возникает своеобразный "эффект присутствия": читать дальше
Еще одно описание: читать дальше
Одна из самых жутких сцен). Мелоун бежит по ночному лесу, спасаясь от плотоядного ящера: читать дальше
И последнее. Думаю, что тот, кто в детстве мечтал о приключениях и путешествиях, многое бы отдал за возможность написать впоследствии то же, что и Мелоун
: читать дальше
P.S. Помню, что после "Затерянного мира", прочла все книги А. Конан Дойля, имевшиеся на тот момент в библиотеке. Но, как ни странно, ни одна из них не произвела на меня такого сильного впечатления. За исключением, наверное, "Собаки Басвервилей"
.
P.P.S. Поддавшись настроению, полазила по сети в поисках ящеров,упомянутых в приведенных выше отрывках. Наткнулась, кстати, на интересный сайт: animalalliance.info/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0...
читать дальше


Ниже сохраню для себя несколько отрывков.
Одно из самых, на мой взгляд, ярких описаний местности, когда у читающего возникает своеобразный "эффект присутствия": читать дальше
Еще одно описание: читать дальше
Одна из самых жутких сцен). Мелоун бежит по ночному лесу, спасаясь от плотоядного ящера: читать дальше
И последнее. Думаю, что тот, кто в детстве мечтал о приключениях и путешествиях, многое бы отдал за возможность написать впоследствии то же, что и Мелоун

P.S. Помню, что после "Затерянного мира", прочла все книги А. Конан Дойля, имевшиеся на тот момент в библиотеке. Но, как ни странно, ни одна из них не произвела на меня такого сильного впечатления. За исключением, наверное, "Собаки Басвервилей"

P.P.S. Поддавшись настроению, полазила по сети в поисках ящеров,упомянутых в приведенных выше отрывках. Наткнулась, кстати, на интересный сайт: animalalliance.info/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0...
читать дальше
вторник, 21 февраля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
МЕЧТА О ПОДВИГЕ И ЛЮБВИ
читать дальше
Повсюду, где рыцарский идеал исповедовали в наиболее чистом виде, особое ударение делали на его аскетическом элементе. В период расцвета он естественно, и даже по необходимости, соединялся с идеалом монашества — в духовных рыцарских орденах времен крестовых походов. Но по мере того как действительность вновь и вновь изобличала его во лжи, он все более перемещался в область фантазии, чтобы сохранить там черты благородной аскезы, которые редко бывали заметны в реальной жизни. Странствующий рыцарь, подобно тамплиеру, свободен от земных уз и беден. Этот идеал благородного борца, не располагающего имуществом, все еще формирует, как говорит Уильям Джеймс, «sentimentally if not practically, the military and aristocratic view of life. We glorify the soldier as the man absolutely unencumbered. Owning nothing but his bare life, and willing to ross that up at any moment when the cause commands him, he is the representative of unhampered freedom in ideal directions»! [«нравственно, если не практически, воззрения людей военных и аристократов. Мы превозносим солдата как человека, не знающего препятствий. Не имея ничего, кроме собственной жизни, и будучи готов лишиться ее в любой момент, когда это будет необходимо, он являет нам пример безграничной свободы в следовании своим идеалам»).
Связь рыцарского идеала с высокими ценностями религиозного сознания — состраданием, справедливостью, верностью — поэтому никоим образом не является чем-то искусственным и поверхностным. Но не эта связь способствует превращению рыцарства преимущественно в некую прекрасную форму, в тип жизни. И даже непосредственная укорененность рыцарства в воинском мужестве не смогла бы его возвысить до такой степени, если бы женская любовь не была тем пылающим жаром, который вносил живое тепло в это сложное единство чувств и идеи.
Глубокие черты аскетичного, мужественного самопожертвования, свойственные рыцарскому идеалу, теснейшим образом связаны с эротической основой этого подхода к жизни и, быть может, являются всего-навсего нравственным замещением неудовлетворенного желания. Конечно, любовное желание обретает форму и стиль не только в литературе и изобразительном искусстве. Потребность придать любви благородные черты формы и стиля равным образом находит широкие возможности для реализации и в самой жизни; в придворном этикете, в светских играх и развлечениях, в шутках и воинских упражнениях. Здесь тоже любовь постоянно сублимируется и романтизируется: жизнь подражает в этом литературе, но и последняя в конце концов черпает все из жизни. Рыцарский аспект любви все же в своей основе возникает не в литературе, а в жизни, существующим укладом которой был задан мотив рыцаря и его дамы сердца.
читать дальше
Связь рыцарского идеала с высокими ценностями религиозного сознания — состраданием, справедливостью, верностью — поэтому никоим образом не является чем-то искусственным и поверхностным. Но не эта связь способствует превращению рыцарства преимущественно в некую прекрасную форму, в тип жизни. И даже непосредственная укорененность рыцарства в воинском мужестве не смогла бы его возвысить до такой степени, если бы женская любовь не была тем пылающим жаром, который вносил живое тепло в это сложное единство чувств и идеи.
Глубокие черты аскетичного, мужественного самопожертвования, свойственные рыцарскому идеалу, теснейшим образом связаны с эротической основой этого подхода к жизни и, быть может, являются всего-навсего нравственным замещением неудовлетворенного желания. Конечно, любовное желание обретает форму и стиль не только в литературе и изобразительном искусстве. Потребность придать любви благородные черты формы и стиля равным образом находит широкие возможности для реализации и в самой жизни; в придворном этикете, в светских играх и развлечениях, в шутках и воинских упражнениях. Здесь тоже любовь постоянно сублимируется и романтизируется: жизнь подражает в этом литературе, но и последняя в конце концов черпает все из жизни. Рыцарский аспект любви все же в своей основе возникает не в литературе, а в жизни, существующим укладом которой был задан мотив рыцаря и его дамы сердца.
читать дальше
читать дальше
понедельник, 13 февраля 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
"Желанье некоей прекрасной жизни во все времена обнаруживало перед собой три пути к этой далекой цели. Первый уводил прочь от мира: это путь отречения от всего мирского. Здесь достижение цели кажется возможным лишь в мире потустороннем, как избавление от всего земного; всякий интерес к миру лишь оттягивает наступление обетованного блаженства. Этот путь был известен всем развитым цивилизациям; христианство запечатлело это стремление в душах и как суть индивидуального существования, и как основу культуры с такою силой, что в течение долгого времени вступление на другой путь встречало почти непреодолимые препятствия.
Второй путь вел к улучшению и совершенствованию мира самого по себе. Средние века лишь едва-едва знали это стремление. Для них мир был хорош или плох ровно настолько, насколько это могло быть возможно. Иными словами: все хорошо, будучи установлено попущением Божьим; людские грехи — вот что ввергнет мир во всяческие несчастья. Эта эпоха не знает такой побудительной причины мыслей и поступков людей, как сознательное стремление к улучшению и преобразованию общественных или государственных дел. Сохранять добродетель в занятиях своей профессией — единственное, чем может мир быть полезен, но и тогда истинная цель — это жизнь иная. Даже если в формах общественной жизни и появляется что-либо новое, это рассматривается как восстановление доброго старого права или же как пресечение злоупотреблений, произведенное по особому указанию властей. Сознательное учреждение всего того, что и вправду задумано было как новое, происходит редко... (...)
Ничто так не нагнетало страх перед жизнью и отчаяние перед лицом грядущего, как это всеобщее отсутствие твердой воли к тому, чтобы сделать мир лучше и счастливее. Сам по себе мир не сулил никаких улучшений, и тот, кто жаждал лучшего и тем не менее оказывался неспособным расстаться с миром и мирскими соблазнами, мог лишь впадать в отчаяние; он никогда не видел ни радости, ни надежды; миру оставалось уже недолго, и впереди ожидали только несчастья. (...)
Третий путь к более прекрасному миру — путь мечтаний. Этот путь самый удобный — правда, цель при этом нисколько не становится ближе. Раз уж земная действительность столь безнадежно убога, а отказ от мира столь труден, так скрасим же свое существование прекрасной иллюзией, перенесемся в страну безоблачных грез и фантазий, сгладим действительность восхищением перед идеалом. Это несложная тема; после первого же аккорда звучит фуга, подхватывающая и уносящая душу: одной-единственной, слагающейся из грез картины счастья идиллически-прекрасных былых времен здесь будет вполне достаточно, здесь хватит всего только взгляда на их героику и их добродетели — так же как солнечной радости жизни на лоне природы и в ладу с нею. На этих нескольких темах; героев, мудрецов и буколической жизни — со времен античности зиждется культура изящной словесности. В Средневековье, Ренессансе, XVIII да и XIX в. мы обнаруживаем лишь новые вариации этой старой мелодии.
Ограничивается ли, однако, этот третий путь к более прекрасной жизни — бегство от суровой действительности в царство прекрасных грез — лишь изящной словесностью? Несомненно, в нем кроется нечто большее. Этот путь затрагивает форму и содержание общественной жизни точно так же, как и первые два стремления, — и тем сильнее, чем примитивнее данная культура.
читать дальше
Второй путь вел к улучшению и совершенствованию мира самого по себе. Средние века лишь едва-едва знали это стремление. Для них мир был хорош или плох ровно настолько, насколько это могло быть возможно. Иными словами: все хорошо, будучи установлено попущением Божьим; людские грехи — вот что ввергнет мир во всяческие несчастья. Эта эпоха не знает такой побудительной причины мыслей и поступков людей, как сознательное стремление к улучшению и преобразованию общественных или государственных дел. Сохранять добродетель в занятиях своей профессией — единственное, чем может мир быть полезен, но и тогда истинная цель — это жизнь иная. Даже если в формах общественной жизни и появляется что-либо новое, это рассматривается как восстановление доброго старого права или же как пресечение злоупотреблений, произведенное по особому указанию властей. Сознательное учреждение всего того, что и вправду задумано было как новое, происходит редко... (...)
Ничто так не нагнетало страх перед жизнью и отчаяние перед лицом грядущего, как это всеобщее отсутствие твердой воли к тому, чтобы сделать мир лучше и счастливее. Сам по себе мир не сулил никаких улучшений, и тот, кто жаждал лучшего и тем не менее оказывался неспособным расстаться с миром и мирскими соблазнами, мог лишь впадать в отчаяние; он никогда не видел ни радости, ни надежды; миру оставалось уже недолго, и впереди ожидали только несчастья. (...)
Третий путь к более прекрасному миру — путь мечтаний. Этот путь самый удобный — правда, цель при этом нисколько не становится ближе. Раз уж земная действительность столь безнадежно убога, а отказ от мира столь труден, так скрасим же свое существование прекрасной иллюзией, перенесемся в страну безоблачных грез и фантазий, сгладим действительность восхищением перед идеалом. Это несложная тема; после первого же аккорда звучит фуга, подхватывающая и уносящая душу: одной-единственной, слагающейся из грез картины счастья идиллически-прекрасных былых времен здесь будет вполне достаточно, здесь хватит всего только взгляда на их героику и их добродетели — так же как солнечной радости жизни на лоне природы и в ладу с нею. На этих нескольких темах; героев, мудрецов и буколической жизни — со времен античности зиждется культура изящной словесности. В Средневековье, Ренессансе, XVIII да и XIX в. мы обнаруживаем лишь новые вариации этой старой мелодии.
Ограничивается ли, однако, этот третий путь к более прекрасной жизни — бегство от суровой действительности в царство прекрасных грез — лишь изящной словесностью? Несомненно, в нем кроется нечто большее. Этот путь затрагивает форму и содержание общественной жизни точно так же, как и первые два стремления, — и тем сильнее, чем примитивнее данная культура.
читать дальше
вторник, 31 января 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Жертвы "колдовских" процессов в разных частях Европы.
"Эта статистика дает, конечно, заниженные цифры, но позволяет уточнить хронологию, размах и горячие точки эпидемии страха."
Место | Дата | Общее число известных казней
Юго-восток Германии (совр. Баден-Вюртемберг) | 1560–1670 | 3229
Англия (Суссекс, Кент, Эссен и др.) | 1560–1700 | 109
Шотландия | 1590–1680 | 4400 (?)
Женева | 1537–1662 | 132
Кантон Ваатланд | 1537–1630 | 90
Кантоны Цюриха, Люцерны, Солотурна | 1533–1720 | 387
Кантон Нешатель и епископат Баль | 1570–1670 | 500
Франш-Контэ | 1599–1668 | 62
Лотарингия | 1576–1606 | 2000
Люксембург | 1606–1650 | 355
Графство Намюр | 1500–1645 | 149
Современный департамент Норд | 1371–1783 | 161
Англо-нормандские острова | 1562–1736 | 144
Лабур (французская баскская область) | 1609 | несколько сотен
Новая Кастилия | 1540–1685 | 0
"Эта статистика дает, конечно, заниженные цифры, но позволяет уточнить хронологию, размах и горячие точки эпидемии страха."
Место | Дата | Общее число известных казней
Юго-восток Германии (совр. Баден-Вюртемберг) | 1560–1670 | 3229
Англия (Суссекс, Кент, Эссен и др.) | 1560–1700 | 109
Шотландия | 1590–1680 | 4400 (?)
Женева | 1537–1662 | 132
Кантон Ваатланд | 1537–1630 | 90
Кантоны Цюриха, Люцерны, Солотурна | 1533–1720 | 387
Кантон Нешатель и епископат Баль | 1570–1670 | 500
Франш-Контэ | 1599–1668 | 62
Лотарингия | 1576–1606 | 2000
Люксембург | 1606–1650 | 355
Графство Намюр | 1500–1645 | 149
Современный департамент Норд | 1371–1783 | 161
Англо-нормандские острова | 1562–1736 | 144
Лабур (французская баскская область) | 1609 | несколько сотен
Новая Кастилия | 1540–1685 | 0
понедельник, 16 января 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Н. С. Гумилев:
ЛЕС
В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.
Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.
Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах -
Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на заре,
Перед тем как дал причастье ей кюре.
Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.
Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы - кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес - душа твоя,
Может быть, тот лес - любовь моя,
Или, может быть, когда умрем,
Мы в тот лес направимся вдвоем.
читать дальше
ЛЕС
В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.
Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.
Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах -
Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на заре,
Перед тем как дал причастье ей кюре.
Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.
Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы - кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес - душа твоя,
Может быть, тот лес - любовь моя,
Или, может быть, когда умрем,
Мы в тот лес направимся вдвоем.
читать дальше
суббота, 07 января 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из указанной книги Жана Делюмо:
читать дальше
"Польский этнолог Л. Стомма, работавший над историческими документами своей страны XIX века, изучил 500 случаев, когда покойники, по убеждению их близких, стали демонами, то есть привидениями.
Категория покойников, ставших демонами — Число случаев (% случаев)
Умершие в утробе матери — 38 (7,6)
Мертворожденные — 55 (11)
Некрещеные дети — 90 (18)
Роженицы — 10 (2)
Умершие после родов, но не пришедшие в сознание — 14 (2,8)
Жених и невеста, умершие до свадьбы — 14 (2,8)
Молодожены, умершие в день свадьбы — 40 (8)
Самоубийцы — 43 (8,6)
Повешенные — 38 (7,6)
Утопленники — 220 (20,2)
Убитые насильственной или умершие неестественной смертью — 15 (3)
Другие — 15 (3)"
Категория покойников, ставших демонами — Число случаев (% случаев)
Умершие в утробе матери — 38 (7,6)
Мертворожденные — 55 (11)
Некрещеные дети — 90 (18)
Роженицы — 10 (2)
Умершие после родов, но не пришедшие в сознание — 14 (2,8)
Жених и невеста, умершие до свадьбы — 14 (2,8)
Молодожены, умершие в день свадьбы — 40 (8)
Самоубийцы — 43 (8,6)
Повешенные — 38 (7,6)
Утопленники — 220 (20,2)
Убитые насильственной или умершие неестественной смертью — 15 (3)
Другие — 15 (3)"
читать дальше
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из книги А. Сапковского "Последнее желание":
- Так я и думала. - Нэннеке улыбнулась. - Видишь ли, Геральт, наше яркое солнце все еще светит. Но уже не так, как раньше. Хочешь, почитай книжки. А ежели не хочешь тратить на это времени, то, может, тебя удовлетворит, если я скажу, что хрусталь, из которого сделаны окна в кровле, действует как фильтр. Он отсеивает убийственные лучи, которых в солнечном свете все больше. Поэтому здесь живут растения, которых в естественных условиях нигде в мире не встретить.
- Понял, - кивнул ведьмак. - А мы, Нэннеке? Как с нами? Ведь и на нас светит то же солнце. Не следует ли и нам попрятаться под такие стекла?
- В принципе следует, - вздохнула жрица. - Но...
- Что "но"?
- Но уже поздно.
- Понял, - кивнул ведьмак. - А мы, Нэннеке? Как с нами? Ведь и на нас светит то же солнце. Не следует ли и нам попрятаться под такие стекла?
- В принципе следует, - вздохнула жрица. - Но...
- Что "но"?
- Но уже поздно.
пятница, 06 января 2012
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из книги Жана Делюмо «Ужасы на Западе»:
"Доносы на колдунов и ведьм часто писали их соседи, хорошо знавшие или полагающие, что хорошо знают подозреваемых в колдовстве. Они ежедневно следили за сомнительным поведением тех, кто: редко ходил в церковь, принимая причастие, делал странные движения, проходя мимо, мог сглазить, толкнув или обдав отравленным дыханием, а также посмотрев дурным глазом. Безусловно, здесь налицо фактор близости, являющейся источником ненависти. Впрочем, известны были не только такой-то или такая-то, но и их родители — у такого-то отец в тюрьме, а у такой-то мать тоже была ведьмой. Общественное мнение и юристы считали, что дети ответственны за вину родителей. Конечно, демонологи и юристы догадывались, что за обвинением в колдовстве иногда скрывается желание отомстить. Но созданный ими образ Сатаны вынуждал их признать реальность людских страхов. Это, в свою очередь, усиливало подозрительность, характерную для цивилизации, где ближний был скорее врагом, чем другом."
"Доносы на колдунов и ведьм часто писали их соседи, хорошо знавшие или полагающие, что хорошо знают подозреваемых в колдовстве. Они ежедневно следили за сомнительным поведением тех, кто: редко ходил в церковь, принимая причастие, делал странные движения, проходя мимо, мог сглазить, толкнув или обдав отравленным дыханием, а также посмотрев дурным глазом. Безусловно, здесь налицо фактор близости, являющейся источником ненависти. Впрочем, известны были не только такой-то или такая-то, но и их родители — у такого-то отец в тюрьме, а у такой-то мать тоже была ведьмой. Общественное мнение и юристы считали, что дети ответственны за вину родителей. Конечно, демонологи и юристы догадывались, что за обвинением в колдовстве иногда скрывается желание отомстить. Но созданный ими образ Сатаны вынуждал их признать реальность людских страхов. Это, в свою очередь, усиливало подозрительность, характерную для цивилизации, где ближний был скорее врагом, чем другом."
"Процессы над ведьмами, особенно в периоды кризисов, проливают безжалостный свет на состояние подозрительности и напряженности цивилизации "лицом к лицу", характерной чертой которой было обязательное наличие в деревнях одного или нескольких опасных людей."
"Доносы на колдунов и ведьм часто писали их соседи, хорошо знавшие или полагающие, что хорошо знают подозреваемых в колдовстве. Они ежедневно следили за сомнительным поведением тех, кто: редко ходил в церковь, принимая причастие, делал странные движения, проходя мимо, мог сглазить, толкнув или обдав отравленным дыханием, а также посмотрев дурным глазом. Безусловно, здесь налицо фактор близости, являющейся источником ненависти. Впрочем, известны были не только такой-то или такая-то, но и их родители — у такого-то отец в тюрьме, а у такой-то мать тоже была ведьмой. Общественное мнение и юристы считали, что дети ответственны за вину родителей. Конечно, демонологи и юристы догадывались, что за обвинением в колдовстве иногда скрывается желание отомстить. Но созданный ими образ Сатаны вынуждал их признать реальность людских страхов. Это, в свою очередь, усиливало подозрительность, характерную для цивилизации, где ближний был скорее врагом, чем другом."
"Доносы на колдунов и ведьм часто писали их соседи, хорошо знавшие или полагающие, что хорошо знают подозреваемых в колдовстве. Они ежедневно следили за сомнительным поведением тех, кто: редко ходил в церковь, принимая причастие, делал странные движения, проходя мимо, мог сглазить, толкнув или обдав отравленным дыханием, а также посмотрев дурным глазом. Безусловно, здесь налицо фактор близости, являющейся источником ненависти. Впрочем, известны были не только такой-то или такая-то, но и их родители — у такого-то отец в тюрьме, а у такой-то мать тоже была ведьмой. Общественное мнение и юристы считали, что дети ответственны за вину родителей. Конечно, демонологи и юристы догадывались, что за обвинением в колдовстве иногда скрывается желание отомстить. Но созданный ими образ Сатаны вынуждал их признать реальность людских страхов. Это, в свою очередь, усиливало подозрительность, характерную для цивилизации, где ближний был скорее врагом, чем другом."
"Процессы над ведьмами, особенно в периоды кризисов, проливают безжалостный свет на состояние подозрительности и напряженности цивилизации "лицом к лицу", характерной чертой которой было обязательное наличие в деревнях одного или нескольких опасных людей."