Бригитта Аспрамонтская
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Главный архив Министерства иностранных дел (Вид со стороны Моховой улицы)

Главный архив Министерства иностранных дел
(Вид со стороны Моховой улицы)


Еще в начале прошлого века на углу Воздвиженки и Моховой стояло двухэтажное здание, похожее на сказочный терем с фигурными наличниками, крутой крышей, стрельчатыми окнами и островерхими башенками. А рядом небольшая белоснежная церковь с шатровым завершением, соединенная переходом с главным зданием. По периметру участка шла высокая каменная ограда с резными башнями и башенками. Принадлежало это архитектурное чудо главному архиву Министерства Иностранных дел.


Ограда Главного архива Министерства иностранных дел (Вид со стороны Воздвиженки)

Ограда Главного архива Министерства иностранных дел
(Вид со стороны Воздвиженки)



Но, по справедливости, рассказ об архиве следует начать с истории самого участка, на котором он располагался. Исстари так сложилось, что, если левая сторона Моховой была застроена деревянными избами, церквями и лавками, то на правой традиционно селились люди знатные. В XVII- XVIII веках здесь стояли дворы Шуйских, Прозоровских, Морозовых, Хилковых, Черкасских и многих других. Здесь же в XVII веке находился двор боярина Василия Ивановича Стрешнева, родственника жены Михаила Романова Евдокии Стрешневой. Сохранились планы его усадьбы, на которых показаны каменные палаты, стоявшие в глубине двора. Рядом стояла миниатюрная и очень нарядная церковь святой Ирины.

Церковь св. Ирины при доме Нарышкиных

Церковь св. Ирины


Этот рисунок, выполнен, конечно, намного позже, когда храм был частично перестроен, но хорошо передает внешний облик Ирининской церкви времен боярина Стрешнева. Храм типа восьмерик на четверике стоит на высоком подклете, с восточной стороны – полукруглая аспида, рядом с ней – трехпролетная надвратная звонница, с западной стороны - трапезная. Храм изображен здесь с одной из наиболее выгодных точек зрения – со стороны парадного двора обращенного к Кремлю. Сама композиция его была рассчитана на обозрение из царской резиденции, с востока, и,благодаря своей продольно-осевой композиции, смотрелся как небольшая стройная башня.

Посвящение храма Ирине Великомученице, довольно редкое для Москвы, можно объяснить тем, что так звали мать Василия Ивановича Стрешнева, да и первенца царской четы, дочь Михаила Романова и Евдокии Стрешневой, окрестили Ириной, она родилась в 1627 году, а церковь по документам известна с 1629 года.

Сам же Василий Иванович Стрешнев умер бездетным, усадьба его перешла в казну, чтобы вскоре быть подаренной другому царскому родственнику: Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, тестю царя Алексея Михайловича и деду Петра Великого. Кстати, ему же, был пожалован еще один двор на Воздвиженке. Находился он на противоположной стороне улицы, приблизительно на месте дома №6.


Древние палаты принадлежат Нарышкиным весь XVIII век, а в начале XIX вновь переходят в казну. После 1812 года здесь находилось Горное правление, а в 1868 году участок был передан Московскому главному архиву Министерства Иностранных Дел.

Начало архиву положили собрания государственных актов времен Ивана Калиты и его преемников. Позднее к ним добавились документы присоединенных территорий – Галицкого, Тверского и Серпуховского княжеств, Новгородской республики.

Сначала архив хранился в Кремле, в палатах казенного двора, потом перешел в ведение Посольского приказа и его преемника Коллегии, а позже Министерства Иностранных дел.

Здесь хранились документы о важнейших событиях в истории России: следственное дело о гибели царевича Дмитрия, документы об избрании на царство Михаила Романова, переписка Петра Великого. Всего не перечислить…

С 1770 года архив находился в старинных палатах думного дьяка Емельяна Украинцева в Хохловском переулке.


Палаты Емельяна Украинцева

Палаты Емельяна Украинцева


Именно там служили «архивные юноши», как с легкой руки известного библиофила Сергея Александровича Соболевского стали называть группу молодых дворян, служивших в Архиве в 20-е годы XIX века. Среди них был сам Соболевский, поэт Д. Веневетинов, литераторы С. Шевырев, В. Одоевский. А. И. Кошелев, также служивший архиве, писал: «Архив прослыл сборищем «блестящей» московской молодежи, и звание «архивного юноши» сделалось весьма почетным, так что впоследствии мы даже попали в стихи начинавшего тогда входить в большую славу А. С. Пушкина». Помните?

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Кстати, и сам Александр Сергеевич некоторое время после окончания Царскосельского лицея числился в штате архива.

В 1874 году Архив переехал на Воздвиженку. На фундаментах древних палат было построено новое хранилище. Автором проекта здания был академик архитектуры Яков Реймерс, помогавший Константину Тону в художественной отделке храма Христа Спасителя.


Позже был вновь отстроен храм святой Ирины, разобранный «за ветхостью» еще в 40-е годы. Новый храм был точной копией прежнего. Стоял он приблизительно на месте теперешней лестницы здания РГБ.


Церковь св. Ирины при Главном архиве Министерства иностранных дел

Церковь св. Ирины при Главном архиве Министерства иностранных дел



Комплекс Архива быстро стал московской достопримечательностью. Отзыв современника: «Здание по внешности, башенками, своим обширным двором, своим превосходным входом – словом, всею своею отделкою бросается в глаза каждому, и немудрено, что приезжающий – русский ли или иностранец, осматривающий достопримечательности Москвы – непременно посетит эти палаты».

После революции отзывы стали иными. Вот один из них: «на другой стороне Воздвиженки, в глубине сада, обнесенного курьезною по своим претензиям на русский стиль каменною стеною, находится здание Центрархива». И примечание: «Здание Центрархива разобрано в связи со строительством нового здания Государственной библиотеки имени В. И. Ленина».


Библиотека им. Ленина, 1947 год.

Библиотека им. В. И. Ленина, 1947 год.


@темы: Старинные фотографии, Москва, История, Архитектура