Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:44 

Бригитта Аспрамонтская
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Не могу удержаться и не привести выдержку из старинного путеводителя по Москве. Дело даже не в том, что с тех пор очень многое изменилось, а что-то и утрачено безвозвратно. (Хотя, конечно, интересно взглянуть на то, как знакомые места выглядели почти два столетия назад). Привлекает незатейливая и в чем-то наивная манера изложения, возрождающая дух давно ушедшего века.

PS Примечания мои, картинки найдены на просторах интернета;)


"Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского".

Часть 3, 1831 год.


Кремлевский сад.*


О. Кадоль. Манеж и Кремлевский сад. 1825 г.

О. Кадоль. Манеж и Кремлевский сад. 1825 г.



"... прекрасно планированный, простирающийся вдоль всей стены Кремля сад. Главный вход в оный прикрыт великолепною решеткою из чугуна, отлитой на заводе Чесменского Александром Васильевичем Немчиновым. Столбы сей решетки имеют вид Римских Ликторских пуков с вызолоченными топорами и таковыми же перевязками; двое ворот для входа сделаны превосходно. С другой стороны по длине сада также решетка но в пол-человека; при входе в сад от Никитской сделан прекрасный мост, по сторонам коего поставлены грифы. Теперь весь сад разделяется на три части: первая от входа до ворот Троицких, вторая от ворот Троицких до Боровицких и третья от ворот Боровицких до набережной. При торжественном открытии сего сада 30 Августа 1821 года существовал только первый; последние приделаны впоследствии.

Войдем теперь в первый сад. Вообразите, почтенный читатель, сад, планированный искуснейшим садовником, и тогда будете иметь понятие о описываемом нами саде! Главная большая дорожка обсажена липами, между коих рассажены кусты хороших цветов – по сторонам по одной, параллельною с первою, дорожке, кои составляют боковые аллеи; в разных местах клумбы с цветами и превосходные пелузы**, по самой средине к стороне стены сделано земляное возвышение в виде природной горы. На оной со вкусом сделанный Павильон (где обыкновенно по воскресеньям играет полковая музыка), в самой горе сделан прекрасный Грот в образе развалин; по сторонам грота видны разные обломки пьедесталей, колонн и пр., перемешанные с огромными каменными ядрами, которые употреблялись в древности вместо чугунных. На гору и к гроту особые дорожки; и вот вы подходите к каменному Троицкому мосту: на оный с сей стороны можно входить по отлогим красивым Пандусам. Сквозь мост ведет вас арка во второй сад. – В арке на правой стороне устроена кухня для ресторации, выстроенной подле моста в первом саду.

Андре Дюран Кутафья и Троицкая башни. 1839.

Андре Дюран Кутафья и Троицкая башни. 1839
(Справа видна часть пандуса)


Вы во втором саду: он уступит теперь первому, но впоследствии, думаем, превзойдет его – то же расположение дорожек, но сей более походит на Английский – по середине его прекрасной Архитектуры Кандитерская. Обратите взор ваш назад и прелестнейший вид Троицкого моста поразит вас! Сверху моста сего сделаны вниз отличные для схода чугунные лестницы; они-то обще с аркою и всем мостом представляют нечто особенно величественное. Надобно прибавить, что второй сад по местному своему положению ниже первого, и оттого-то мост кажется стоящим на дворе и очень высоким. На Троицком мосту видите вы старинную открытую круглую башню с зубцами – это, вероятно, была башня для защиты Троицких ворот. На внутренней стороне вверху виден писанный поясной портрет В. К. Даниила Александровича. Жаль, что невозможно узнать, кем и по какому случаю он тут поставлен; живопись недурна и краски довольно свежи. Пройдя второй сад, вы переходите мост Боровицкий и вступаете в третий, который гораздо менее двух первых, но хорошо планирован; здесь на возвышении у ворот, или у Боровицкой башни, также сделаны искусственные развалины.

Посмотрим теперь на виды из сих садов: в первом превосходный вид делают Кремлевская стена, угловая башня, Троицкие ворота и возвышающийся над стеною Арсенал; с другой стороны огромные здания, из коих особенно отличается единственный Экзерциргауз**8. Во втором - вид вышеописанного Троицкого моста, Троицких ворот, стены из-за которой виден Ордонансгауз****, древнего вкуса со смесью отделения в новейшем вкусе. Напротив - церковь Николая Чудотворца в Сапожке именуемая, улица Воздвиженка и домы частных лиц хорошей новейшей архитектуры.

М.Н.Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. 1817 г.

М.Н.Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. 1817 г.
(На месте Кремлевских садов еще р. Неглинка)


В третьем прекрасный каменный мост, часть набережной, Замоскворечье и великолепные горы Воробьевы. Вот предметы, составляющие картины Кремлевского сада, картины, достойные занимать любопытство зрителя! Сядемте на скамейку и посмотрим на гуляющих; теперь второй час дня, это то время, когда Московские знатные лица посвящают гулянью. Вы видите здесь прогуливающихся целыми семействами – разнообразность костюмов представляет нечто привлекательное: здесь в оденянии царствует совершенная Гражданская свобода: оденьтесь как угодно и будьте смело уверены, что не обратят на сие внимания, словом, здесь, кажется, ничто не редкость; сколько разных лиц, какой очаровательный вкус – смесь простоты с каким-то величием, вот отличительный характер Московских вельмож и богачей. Бьет 4 часа и вы видите только проходящих через сад за делом, а гуляющих никого нет; в 5 или 6 часов картина снова оживляется, снова съезд карет: площадь перед Воскресенскими воротами и все протяжение улицы до самого Экзерциргауза уставлены экипажами. Вы видите отборное общество высшего сословия, но уже щегольски одетых, видите людей всех сословий опрятно одетых – опять целые семейства ходят толпами; тут кучи молодых людей с очками на глазах или с лорнетами, кажется, сей час выпущенные на показ из модной лавки; там, сидя на скамейках у грота, беседуют пожилые люди и, может быть, сожалеют о днях минувшей юности – близ них увядшая красавица, она три раза прошла весь сад и никто не обратил на нее внимания, она встречала знакомых и читала на их лицах сожаление – усталость и досада заставили ее сесть, но неумолимая судьба и здесь ее преследует: случайно села против развалившегося грота и развалины сии напомнили ей разрушение красот ея… Тут на стульях около ресторации сидят уставшие уже, пьют чай или кофе и любуются толпою прогуливающихся. Под аркою моста сошедшиеся с разных дорожек теснятся и проходят мрачный свод медленнее… Лучи солнца уже не освещают и златых глав церковных – наступают сумерки – лучшее общество разъехалось, но здесь еще мелькают мимо вас соломенные шляпки, еще пробегают толпы молодежи, еще час, и прогуливаются уже парами: все принимает вид таинственности, кажется, всякой близок к цели… По Воскресеньям, Праздникам и дням Торжественным играет музыка и иногда поют песенники. Так проводятся здесь ясные дни лета, весны и осени; зимою гуляют от 12 до 3-х часов пополудни".

Александровский сад Ж. Жакотте и Л.-П.-А. Башелье по рисунку Шарлеманя.

Ж. Жакотте и Л.-П.-А. Башелье по рисунку Шарлеманя Александровский сад. Середина XIX в.


* Прежнее название Александровского сада.
** Лужайки.
*** Манеж.
**** Комендантское управление.

@темы: Москва, Книги, История, Живопись

URL
Комментарии
2013-05-14 в 10:25 

Спасибо))) очень интересно))

2013-05-14 в 23:43 

Бригитта Аспрамонтская
Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Рада, если тебе понравилось))

URL
   

Мысли вслух

главная