Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: Книги (список заголовков)
12:25 

lock Доступ к записи ограничен

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
20:57 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Электронная библиотека ГПИБ России: www.bibliofika.ru/

Театральная библиотека: teatr-lib.ru/

Архив журнала "Наука и жизнь":www.opoccuu.com/nauka-i-zhizn.htm

Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы. totalarch.com/
запись создана: 09.10.2014 в 21:21

@темы: Книги, Полезное

01:59 

lock Доступ к записи ограничен

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
18:16 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Библиотека военной литературы: militera.lib.ru/h/index.html

@темы: История, Книги, Найденное

23:21 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Журналы СССР: sites.google.com/site/zurnalysssr/

Там же архив журнала "Наука и жизнь" (1934-1991гг.): sites.google.com/site/zurnalysssr/home/nauka-i-...

@темы: Интересное, Книги, Найденное

16:04 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
14:28 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Источник: nikolai-endegor.livejournal.com/63392.html

Прогулки по Парижу. По следам мушкетеров .

Так получилось, что этот довольно старый текст полностью был опубликован только в блоге на мейл.ру, который, как и все остальные мылрушные блоги, приговорен нынче к уничтожению. Пока еще есть возможность, я решил сохранить в ЖЖ его копию. Заодно исправляю некоторые неточности и даю новые редакции фотографий


Любите ли вы бессмертный роман Александра Дюма и его героев? Знаете ли, что многие уголки Парижа отлично сохранили дух тех романтических и прекрасных времен? Интересно ли вам взглянуть на тот Париж, который описан в романе? Если хоть на один вопрос вы ответили "да!", приглашаю вас в Париж мушкетеров. Текст, который следует ниже, построен по принципу: цитата из романа (с сохранением порядка глав) – фотографии и комментарии. Цитаты из романа даны синим цветом, а мои комментарии - черным. Итак, путешествие по современному Парижу, следуя за героями Дюма


читать дальше

@темы: Найденное, Книги, Интересное

22:23 

Из книги Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре».

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
«История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее. Мы сейчас переживаем время увлечения историей. Это не случайно: время революций антиисторично по своей природе, время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой атмосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изучение истории полезно только тиранам. Вместо того, чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть, Теоретические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем исторические документы.

Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как создание нового мира на развалинах старого, а в виде органического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиисторическая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непонятную, не поддающуюся единому истолкованию реальность легко усваиваемыми мифами».

@темы: Книги, Мнения, Цитаты

23:28 

Из книги "Варвара Морозова. На благо просвещения Москвы"

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
"И давнее и недавнее прошлое дают нам многочисленные примеры борьбы за других, борьбы с страданием, борьбы, поднимавшейся до высоких подвигов, до мученичества, но мало и редко видели мы и видим примеров борьбы за себя, за свой личный счет, за свои права, за свое гражданское право, за свое человеческое достоинство. Обиженный или обижаемый в своих кровных интересах русский человек или просто не защищает свое "я", или быстро бросает борьбу за восстановление своих утесненных, иногда нагло попираемых прав. "Наплевать!" "Черт с ним!" (с тем, кто нарушил право его, восклицающего). "Стену лбом не прошибешь", не умно и бесплодно прать против рожна, - вот давние и привычные формы отношения русского человека к обижающему его злу. И редкие случаи упорной защиты своего личного права нередко кажутся многим русским людям чудачеством, если не сутяжничеством.

Я не хочу разбирать причины этой черты русского характера, вытекает ли она из долгой коллективной психологии русского народа, где личность тонула в общем деле государственного строительства и где мало было места для отдельного человека, для проявления его индивидуальности, из долгого ли русского крепостного права, где и рабы, и владельцы рабов одинаково воспитывались в рабьих чувствах, вытекало ли оно из долгого опыта, вынесенного русским человеком в бесплодности и безнадежности защиты своего права, в крепкой вере в крепость и необъятность стены, которую нужно прошибать, - но явление существовало вплоть до последнего времени. Малое противление злу, наносимому личному, человеческому я, - составляло характерную черту русской психологии.

И это, - малая гордость, - недостаток чувства чести, проявлялось и в отношении отдельного человека к коллективным делам, когда они стали возникать в России".

@темы: История, Книги, Мнения

23:42 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из книги "Градостроительство России середины XIX – начала XX века".

(Примечания мои. Фотографии, отмеченные "*", взяты с сайта "Фотографии старой Москвы" oldmos.ru/)

"XIX век был временем радикального обновления типов торговых и деловых зданий. Причем здесь оно началось раньше, чем в других областях архитектурного творчества. Знаменательно и то, что возникновение новых типов торговых зданий оказалось связанным и с другим, характерным для градостроительства середины XIX – начала XX столетия процессом освоения внутреннего, внеуличного пространства города. Появление нового типа торговых зданий – пассажей – открывает этот процесс.

Появившиеся в столицах России (в Москве первый пассаж, или галерея М. Н. Голицына, открылась в 1842 г., в Петербурге – в 1848 г.) пассажи представляли собой торговые здания с магазинами, расположенными по обе стороны крытого, освещенного верхним светом прохода, выходившего на две параллельные улицы. Благодаря пассажу в городской застройке в гуще квартала появлялась своего рода внутренняя улица. Внутренний проход такого торгового здания – собственно пассаж, как и парадные и проходные дворы доходных домов, получал организованные по правилам искусства архитектуры фасады.


Галерея М. Н. Голицына. Гравюра XIX век.

Галерея М. Н. Голицына. Гравюра XIX век.


@темы: Книги, Москва, Старинные фотографии

04:29 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
… меня зримо и явственно обступает XVIII век.
Н. Соротокина


Всю неделю с упоением читаю «Семейство Разумовских» А. А. Васильчикова. Как бы ни были хороши и подробны работы солидных историков, они далеко не всегда позволяют почувствовать и почти увидеть описываемую эпоху. Неторопливое, размеренное, иногда излишне обстоятельное повествование, увлекает и затягивает точно также, как в юности увлекали приключенческие романы)).

Ниже отрывок из введения к первому тому.

P S Примечание автора. Картинки, как всегда, найдены в сети
.

"Нигде и никогда не бывало столько временщиков*, как у нас в России в прошлом столетии. Впервые явились они при Петре. Для новых порядков нужны были новые деятели, и они собрались по зову царя отовсюду: из Немецкой слободы, из-за границы и из низших слоев русского общества. Быстро достигли они первых мест в государстве, тайком набивая карманы, но зато в поте лица трудились под зорким оком мощного императора, твердо державшего их в руках своих.

Александр Данилович Меншиков

Александр Данилович Меншиков

читать дальше

@темы: История, Москва, Живопись, Книги

02:44 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Не могу удержаться и не привести выдержку из старинного путеводителя по Москве. Дело даже не в том, что с тех пор очень многое изменилось, а что-то и утрачено безвозвратно. (Хотя, конечно, интересно взглянуть на то, как знакомые места выглядели почти два столетия назад). Привлекает незатейливая и в чем-то наивная манера изложения, возрождающая дух давно ушедшего века.

PS Примечания мои, картинки найдены на просторах интернета;)


"Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского".

Часть 3, 1831 год.


Кремлевский сад.*


О. Кадоль. Манеж и Кремлевский сад. 1825 г.

О. Кадоль. Манеж и Кремлевский сад. 1825 г.



"... прекрасно планированный, простирающийся вдоль всей стены Кремля сад. Главный вход в оный прикрыт великолепною решеткою из чугуна, отлитой на заводе Чесменского Александром Васильевичем Немчиновым. Столбы сей решетки имеют вид Римских Ликторских пуков с вызолоченными топорами и таковыми же перевязками; двое ворот для входа сделаны превосходно. С другой стороны по длине сада также решетка но в пол-человека; при входе в сад от Никитской сделан прекрасный мост, по сторонам коего поставлены грифы. Теперь весь сад разделяется на три части: первая от входа до ворот Троицких, вторая от ворот Троицких до Боровицких и третья от ворот Боровицких до набережной. При торжественном открытии сего сада 30 Августа 1821 года существовал только первый; последние приделаны впоследствии.

читать дальше

@темы: Москва, Книги, История, Живопись

23:12 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ В МОСКВЕ
I.


Пасхальная ночь собирает в Кремль сотни тысяч народа.
В огнях все Замоскворечье, и легкий, как дымка, красноватый отблеск смутно вырисовывает белые стены кремлевских соборов. Незримая рука зажигает огоньки на Иване Великом. Под Успенским благовестником на решетке загорается крест из белых лампионов.
Затихают разговоры. Реже слышен смех. Зажжены все пасхальные огни. Богомольцы вынимают припасенные свечи.
Ждут. Скоро ударят на Иване, и по второму зову загудят все сорок сороков. И нарастает чувство напряженного ожидания…
- Ударили, кажется, где-то… Далеко.
Прислушиваются.
- Нет… Все тихо…
И снова ждут. Снова вслушиваются в смутный ропот многотысячной толпы.
Бродят и шатаются по белым стенам соборным запутанные, неясные тени от пасхальных огней. Розовеют внизу, у огней, грани Ивановского столпа. И чем-то сказочным веет от этой картины.
- Сейчас ударят!.
- Нет, еще без десяти минут.
На Ивановской колокольне перебегают огоньки – готовятся к благовесту.
Одна из священнейших московских традиций: первый удар в святую ночь раздается с Ивана Великого.
Он возвещает Москве радостную весть.
От него узнают колокольни, что миг настал.
Это было установлено строгим приказом Филарета.
- Звонить в церквях по второму удару с Ивана Великого.
Вся Москва слышала первый «бархатный» удар праздничного колокола. (…)


читать дальше
запись создана: 04.05.2013 в 23:11

@темы: С Праздником!, Москва, Книги, История

19:38 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
О санитарной обстановке в Москве XVII в. по материалам археологических раскопок на Манежной площади.

Из книги А. Г. Векслева "Манеж и Манежная площадь Москвы".

"Еще в XVI в. главным торговым центром Москвы стал Китай-город, который наряду с этим являлся местом жительства знати и богатых купцов.

При этом основное ремесленное и торговое население размещалось на территории Белого города и Деревянного города, куда входили и такие ремесленные слободы, как Заяузье и Замоскворечье. Что же касается Занеглименья, то о его «специализации» красноречивее всего говорят названия его рядов и переулков: Охотный, Птичий и Пряничный, Яблочный, Дынный и Огуречный, Крупяной, Капустный и Обжорный. Правда, в 1670 г. Охотный ряд был переведен на место занимаемое современной гостиницей «Москва», но общей картины это не меняло: здесь универсальная торговая сторона. Здесь можно было и накупиться всякого товара, и досыта наесться в на удивление чистых кабаках.

А откуда мы взяли, что - в чистых? Разве классическая русская литература и фильмы не говорят обратное – что в чаду и дыму, в грязи на столах и объедках под ногами сидели там унылые или буйные пьяницы, то ругаясь. то заводя печальные песни?
Нет, получается совсем не так. Согласно археологическим данным, сам уровень культуры был здесь и тогда достаточно высок, чтобы исключить подобные представления о быте москвичей.

читать дальше

@темы: Москва, Мнения, Книги, Археология

03:13 

Продолжение. Переезд.

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Обычно горожане перебирались на лоно природы с установлением настоящего тепла – как правило, когда в начале мая распускалась листва. Москвичей со сравнительно скромными доходами, которых дороговизна столичной жизни вынуждала откочевывать на дачи пораньше, называли «первыми ласточками». Местность, где им приходилось обитать, не отличалась особыми природными красотами:

«Большинство „осиновских“ дачников переезжают сюда в первых числах мая и живут до конца сентября, а то так и до начала октября, если осень удастся теплая. Самые же экономные и расчетливые дачники или же такие обыватели, скромный бюджет которых заставляет осторожно обходиться с каждой копейкой, переселяются на дачу в половине апреля, лишь только сойдет снег, лишь только представляется хотя бы маленькая возможность жить в сколоченных из барочного леса домиках и тем сохранить несколько десятков рублей из скромного бюджета.

Рублей за семьдесят в лето в Осиновке можно нанять дачу «со всеми удобствами». Что это за удобства – вопрос иной, но все же это дача, все же ребятишки не дышат московской пылью, не задыхаются от городских «воздухов», а родители их имеют возможность месяцев шесть или пять с половиною отдохнуть от непосильного бремени городских квартир, от алчности дровяников, ну да и приятно все-таки сказать знакомому, который остается в Москве, что мы-де живем на даче. Ведь очень много таких, которые не имеют возможности поехать и в эту самую Осиновку».

Отъезд из города «первых ласточек», их мучения, связанные с перевозом домашнего скарба, также не проходили мимо внимания юмористов. Сделанные ими «зарисовки с натуры» по заведенному порядку появлялись на страницах изданий вроде московского журнала «Искры»:

читать дальше

@темы: Интересное, История, Книги, Москва

03:13 

Продолжение. О бывших дачных пригородах Москвы.

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Если же говорить серьезно, то к началу XX века многие дачные местности уже давно имели сложившуюся репутацию, и в «сезон» на страницах периодических изданий постоянно появлялись характеристики мест летнего обитания москвичей. Вот, для примера, небольшие отрывки из обзоров, относящихся к 1902 году:

читать дальше

@темы: Интересное, История, Книги, Москва

02:48 

О дачах.

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
В. Руга, А. Кокорев "Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века."


Лето

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
А. С. Пушкин


Вслед за великим поэтом жители дореволюционной Москвы предъявляли лету свои претензии: шум, пыль, неприятные запахи.
Стоило горожанам с наступлением тепла выставить зимние рамы и открыть окна, как в их жилища врывался многоголосый шум улиц. Ранним утром сон обывателя прерывали гудки фабрик и заводов, извещавшие рабочих о скором начале смены. Спустя какое-то время раздавались крики уличных торговцев, старьевщиков, бродячих стекольщиков или точильщиков.

Но подлинным испытанием был грохот и скрежет железных ободьев тележных колес по булыжной мостовой. Железо, соприкасаясь с камнем, истирало его и создавало пыль. После проезда тяжело груженного обоза, так называемых ломовиков, пыль на улице стояла столбом.

Для борьбы с запыленностью Городская дума практиковала поливку мостовых. По улицам и площадям разъезжали специальные бочки, к которым были приспособлены широкие лейки. Однако само устройство булыжного покрытия – камень укладывали на песчаную подушку – подразумевало быстрое впитывание воды, да и камни под жаркими лучами солнца мгновенно высыхали. В результате, спустя короткое время после полива, пыль снова витала в воздухе.

Кроме малой эффективности, очевидцы отмечали еще одну особенность применения поливальных бочек: они продолжали разъезжать, щедро орошая улицы водой, даже во время проливного дождя.

Машины-цистерны, появившиеся на смену бочкам, также отличались чудачествами, но уже на свой лад – у них явно имелось стремление к «звездным пробегам». На эту странность «поливалок» «Голос Москвы» обратил внимание в 1913 году:

«Казалось бы, что этой гигантской машине, занятой спокойным и полезным делом поливки улиц, решительно некуда торопиться.
На деле же веселые шоферы катаются, развивая почти предельную скорость. Вообразите себе это чудовище, разбрасывающее вокруг себя на несколько сажен воду, мчащимся взад и вперед со скоростью хотя бы трамвая».

Господство гужевого транспорта, неразвитость канализационной сети, мусорные ящики и ямы, имевшиеся в каждом дворе, – все вместе способствовало созданию в городе особого «летнего» аромата.

Чтобы избежать жизненных неудобств, связанных с наступлением лета, москвичи перебирались за город – на дачи. читать дальше

@темы: Интересное, История, Книги, Москва

22:16 

О вагантах.

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Слово «вагант» - латинское и в переводе на русский язык значит «бродячий», или, если употребить более благородный его синоним, «странствующий». В средневековой Западной Европе так называли студентов, школяров, низших клириков, которые бродили по разным странам. Студенты и школяры переходили из одного университета в другой, потому что каждый из университетов славился преподавателями какой-либо науки, а клирики бродили в поисках службы. Это был народ в основном молодой, грамотный, развитой, вкусивший «плодов просвещения», знавший международный в то время язык – латынь и весьма заносчивый, так как чувствовал свое превосходство над окружающими.

Ваганты путешествовали и в одиночку и группами, последнее было безопаснее и веселее.

Ваганты составляли своеобразное многонациональное товарищество со своей системой нравственных и поведенческих правил и ценностей. Они создали свою корпоративную культуру, самой примечательной чертой которой была литература. Основным жанром литературы вагантов была поэзия на латинском языке. Темы их поэзии разнообразны в ней представлены как религиозное направление – духовные песни, так и светское – студенческая жизнь, наука, любовь, социальное устройство общества, возмущение ее не справедливостью, сатира на духовных и светских властителей.

читать дальше

@темы: История, Книги, Мнения

00:40 

О московских холмах.

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
Из книги И. Е. Забелина "История города Москвы"

"Москва, дѣйствительно, лежитъ «на горахъ и долинахъ», но эти горы и долины образовались собственно отъ потоковъ ея рѣкъ и рѣчекъ. Въ сущности же, въ общемъ очертаніи Москва, большею частію занимаеть ровную мѣстность, что замѣчали и иностранные путешественники еще въ XVI ст. Въ ея чертѣ нѣтъ даже такихъ переваловъ, какіе находятся, напр., въ ея ближайшихъ окрестностяхъ подъ именемъ «Поклонныхъ горъ». Горы и холмы Москвы суть высокіе берега ея рѣкъ; долины и болота— низменные, луговые ихъ берега; такимъ образомъ, эти горы будуть горами только въ относительномъ смыслѣ. Кремль—гора въ отношеніи къ Замоскворѣчью, такъ какъ мѣстность Ильинки или Варварки—гора въ отношеніи къ низменному Зарядью; Маросейка въ отношеніи къ Солянкѣ (Кулижкамъ); но и Кремль, и Ильинка, и Маросейка суть ровныя мѣста въ отношеніи къ Срѣтенкѣ, Мясницкой и т. д. Потокъ Москвы-рѣки, какъ и всѣхъ почти мелкихъ рѣкъ Московской области, въ своемъ извилистомъ теченiи, безпрестанно поворачивая въ разныхъ направленіяхъ, образуеть почти при каждомъ болѣе или менѣе значительномъ поворотѣ обширные луга, долины, которые нерѣдко своимъ общимъ видомъ, окруженные высокими берегами, представляютъ дѣйствительныя котловины. Въ отношеніи такихъ-то котловинъ высокіе берега, разумѣется, становятся горами.

Мѣсторасположеніе Москвы и состоитъ изъ такихъ горъ и долинъ; въ этомъ и заключается общая характеристика ея топографіи, но это же самое не даетъ точнаго основанія представлять мѣстность Москвы «котловиною, усѣянною на ея днѣ холмами».

читать дальше

@темы: Москва, Мнения, Книги

20:33 

Ты мечтал родиться сотни лет назад...
В. Руга, А. Кокорев "Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века"

Масленица

Блин румяный
Со сметаной,
С свежей семгой и с икрой!..
Декадент, как стелька пьяный,
Что с тобой ?
Wega

Зимний сезон балов и прочих развлечений завершался Масленицей. Не было в Москве мало-мальски приличного литератора или журналиста, который хотя бы однажды не обратился к теме города во время этих праздничных дней. Но что характерно, судя по этим описаниям, на протяжении всего интересующего нас периода московская Масленица в своих главных чертах оставалась практически неизменной. Вот, например, что писал об этом празднике обозреватель московской жизни в преддверии XX века:

«Сегодня начинается Масленица...

Разгульная, веселая неделя, когда почему-то всякий обыкновенно весьма умеренный обыватель считает своим священнейшим долгом есть и пить совершенно неумеренным темпом...

Блины и их неизменные спутники: зернистая икра, семга, сметана – вот интересы масленичной недели... Напитки всех сортов и видов – вот ее злобы дня!

Сообразно с усиленным «питанием» идет и усиленное веселье!

Последняя театральная неделя – это какая-то каторжная работа для актеров и какое-то судорожное веселье для публики... Спектакли днем и вечером... Все спешат навеселиться на весь длинный Великий пост...
Кстати, о московском веселье...

Я не знаю почему, но наше московское веселье носит характер довольно тяжелый! [...] Отчасти, я думаю, что немало этому способствует и то, что московская публика любит-таки покушать блинов со всеми необходимыми «прилагательными» к ним... И после пяти-шести десятков блинов – едва ли «легкость» будет у места».

Писатель А. Пазухин постарался отразить необычность настроения, овладевавшего москвичами с приходом Масленицы:
«При наступлении этой недельки жизнь обывателя совершенно выскакивает из-под колеи и несется сломя голову где попало и как попало, забывая совершенно вчерашний день и уж нисколько не думая о дне завтрашнем.
Все закружатся, все словно угорят и будут охвачены такою жаждою веселья, что удовлетворить эту жажду почти невозможно. Одним словом – Масленица как бы обязывает обывателя веселиться во что бы то ни стало. Иному совсем не до веселья – и средств у него для этого мало, и дома неурядицы, и на плечах тяжелым бременем лежат то забота, то недуг какой– нибудь, но тем не менее и такой субъект старается забыть свои недуги, свое горе, добывает где-нибудь презренного металла и старается погулять, как может и как умеет.
Иной гуляет, так сказать, по традициям, ибо гулянье на Масленице освящено целыми веками, иной гуляет потому, что у него жизнь кипит и клокочет в крови, а иной целый год сидит, корпит над работой, копит копеечку за копеечкой, но на Масленице считает непременной обязанностью отдохнуть, погулять и повеселиться.

Гуляет богач, гуляет бедный, гуляет старый и молодой, гуляет оптимист и пессимист, а при этом развеселом гулянии считается необходимостью как можно больше проглотить блинов, хотя бы эти блины были человеку не по нутру. Впрочем, русское кулинарное искусство приходит здесь на помощь и преподносит желающему гулять обывателю блин во всевозможных видах, так что блин этот угодит решительно каждому вкусу.

читать дальше

@темы: Книги, Москва

Мысли вслух

главная